МЕОНИЗМ

МЕОНИЗМ
- теория, разработанная Минским в его осн. религиозно-философском труде "При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни" (1890) и характеризующая устремленность к несуществующему (Абсолюту, святыни) как средству обретения смысла жизни и избавления от страданий. Для обозначения несуществующего в реальной действительности Абсолюта Минский вводит понятие "меон" (греч. me on - несуществующее), оговаривая, что заимствует его у Платона (диалог "Софист"), но придает ему несколько иное значение. Он выделяет меоны пространственные (атом и вселенная), временные (вечность и мгновение), меоны первопричины и верховной цели, меоны познания ("вещь сама по себе", отрешенная от познающего "я"), меоны бытия и небытия, наконец, меоны, характеризующие нравственные категории. Все они сливаются в понятие единого, по своему содержанию противоположны реальным явлениям и представляют собой "понятия о чем-то совмещающем абсолютное бытие с абсолютным небытием". Природа меонов чисто отрицательная, они не существуют ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем, поэтому бессмысленно уповать на их реальное обретение. Человек, полагает Минский, не может ни постичь, ни познать их, ни даже в мыслях приблизиться к ним. Он может стремиться лишь к достижению чувства экстаза, к-рое они вызывают, и в этом заключается цель его жизни. Т. обр., М. представляет собой своеобразную "религию экстаза". Радость, возникающая от стремления к меонам (их страстной жажды), и скорбь от невозможности их достижения рождают, по Минскому, внутреннее мистическое откровение. Теория М. подверглась критике со стороны представителей различных философских направлений. Так, материалисты усматривали в ней "самый несомненный дуализм", но только прикрытый псевдомонистической терминологией" Плеханов Г. В. Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1957. Т. 3. С. 428), идеалисты - "наивнейший реализм и поверхностнейший эмпиризм" (Волынский А. Критические заметки //Северный вестник. 1890. № 2. Отд. 2. С. 104). Благодаря своей теории "несуществующих святынь" Минский стал одним из основоположников рус. символизма. Неудовлетворенность творческой личности видимым реальным миром, стремление прорваться к непостижимому, трансцендентному, сверхчувственному, к мистическому познанию абсолютной истины и открытию тайного начала, высшего религиозного смысла в обыденных явлениях и действиях - все эти идеи, заключенные в М., подготовили почву для разработки гносеологии символизма и теории символа.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МЕОНИЗМ" в других словарях:

  • Меонизм — Мэонизм, меонизм (греч. μή όν «не сущее») философско мистическое учение Н. М. Минского, провозглашающее главным для человека небытие, «внежизненную правду», существующее за пределами человеческого бытия, непостижимое и т. д …   Википедия

  • Меонизм —    теория, разработанная Минским в его осн. религиозно философском труде При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни (1890) и характеризующая устремленность к несуществующему (Абсолюту, святыни) как средству обретения смысла жизни и избавления… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Минский (Николай Максимович Виленкин) — Минский псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа… …   Биографический словарь

  • ЭРН — Владимир Францевич (1882 1917) русский философ и публицист. Изучал философию в Московском университете, где был оставлен при кафедре всеобщей истории, позже доцент и профессор этого университета. В 1905 стал одним из руководителей (вместе с В.П.… …   Новейший философский словарь

  • Минский — Н. (1855 ) (псевдоним Николая Максимовича Виленкина) поэт. Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1879. Один из организаторов и деятельных участников «Религиозно философского общества». Под влиянием революции 1905 Минский… …   Литературная энциклопедия

  • ЭРН — Владимир Францевич (29 апр. 1881 – 11 мая 1917) – рус. религ. философ. Окончил Моск. ун т; в нач. 20 в. – деятель т.н. религ. церк. обновления. Взгляды Э. сложились под влиянием славянофилов и философии В. Соловьева, Л. Лопатина и С. Трубецкого Э …   Философская энциклопедия

  • Мэонизм — Мэонизм, меонизм (греч. μή όν «не сущее») философско мистическое учение Н. М. Минского, провозглашающее главным для человека небытие, «внежизненную правду», существующее за пределами человеческого бытия, непостижимое и т. д …   Википедия

  • МЕОН —     МЕОН (греч. μήδν не сущее, несуществующее, небытие) философское понятие, передающее представление о всякой неопределенности, противоположности пределу, нетождественности самому себе и потому непостигаемое. Иногда меон выступает как… …   Философская энциклопедия

  • МИНСКИЙ Николай Максимович — (наст. фам. Виленкин) (15(27).01.1855, Глубокое Виленской губ. 2.07.1937, Париж)    поэт, философ, публицист, переводчик, один из зачинателей рус. символизма. Окончил юридический ф т Петербургского ун та (1879). После ун та служил домашним… …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»